Сколько осталось доллару? Похоже, резкую девальвацию гривни, которая дважды проводилась правительством Тимошенко совместно из НБУ, нельзя объяснить только внутренними украинскими играми. Для продвижения своих интересов Штаты всегда распространяли свое влияние, в первую очередь, на финансовый сектор стран.
О крахе американской валюты говорят давно. В 1990 годах об этом писала желтая пресса, в книгах и статьях рассуждали теоретики левого направления, антиглобалисти, конспирологи и лакомые на сенсации журналисты. В то же время, еще несколько лет назад представители западной "мейнстримивской" экономической науки высмеивали такие прогнозы. Где-то в 2005 году стали распространяться слухи о возможном отказе США от доллара и внедрения единственной североамериканской валюты амеро. Этот срок в первый раз озвучил член Совета по международным отношений Роберт Пастор. В мае 2005 года Совет опубликовал доклад аналитической группы "Построение североамериканского общества", в котором обосновывалась необходимость создания сверхрегиональной политической структуры и других форм сотрудничества наподобие Евросоюза. В 2008 году скандальный американский репортер Гарольд Чарльз Тернер на своем сайте разместил разоблачение "заговора" правительств США, Канады, и Мексику, которая якобы тайно готовит введение новой валюты, а также фото вроде бы новых денег.
Выступая в программе Ларри Кинга, прежний президент Мексики Висенте Фокс заявил, что появление амеро - дело долгосрочной перспективы. Тему обсуждали и полностью респектабельные СМИ. Например, в статье "Конец национальной валюты", которая вышла в Foreign Affairs, издании Совета из международных отношений, экономист Бенн Стейли заверяет: доллар - переходная валюта. "Страны должны отказаться от монетарного национализма на пути к единственной мировой валютной единице", - сказал он. С началом активной фазы мирового кризиса разговора о возможном падении доллара зазвучали громче.
У одного из самых богатых людей мира Уоррена Баффета, который за несколько лет лишь на валютных операциях заработал 2 миллиарда долларов, спросили, в какой валюте лучше хранить свои сбережения. "Только не в долларах США", - ответил он. В начале 2008 года заместитель директора Центробанка Китая Су Цзиань заявил, что доллар теряет статус мировой валюты. Приблизительно то же тогда сказал и знаменитый финансовый спекулянт Джордж Сорос.
"Текущий кризис - это не просто следствие падения рынка жилья, это конец 60-летнего периоду развития системы кредитования, основанной на долларе как резервной валюте", - заметил он. По словам русского экономиста Михаила Хазина, который писал о будущем мировом экономическом кризисе еще в 1999 году, процесс вытеснения доллара "глобально необратимой", хотя возможные и локальные отклонения от этой тенденции.
И вот перед последним саммитом G-20, выступая в вашингтонском университете Джона Хопкинса, президент Мирового банка Роберт Зеллик ухудшил прогноз позиций доллара в мировых валютных резервах. Он допустил, что вскоре мировые финансовые структуры будут отдавать преимущество евро и юаню. "Вполне вероятно, что доллар перестанет быть мировой резервной валютой. После финансового кризиса гегемония Америки пошла на убыль", - отметил он. Чтобы лучше понять, что будет с "всемогущим" долларом завтра, следует следует вспомнить, как развивалась мировая валютная система вчера.
Механизмы сохранения монополии
История экономических отношений человечества построена на единственной мере стоимости. Длительное время эту роль играло золото. Люди сравнивали цены в разных странах с одним эквивалентом и, таким образом, понимали реальную стоимость товара или местной валюты. С 1944 года эта роль перешла к доллару США, обеспеченному золотом, в рамках Бреттон-Вудской системы - международной системы денежных отношений и торговых расчетов, установленной на конференции в одноименном американском городе.
Эта система открыла путь к созданию Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда. Этому способствовала мировая война, в результате которой две трети мирового золотого запаса оказались в США.
Важно, что экономика Штатов с момента ее возникновения серьезно зависела от фондового рынка. Как следствие, в американской экономике стандартные циклы усиливались.
В период циклического роста относительные значения финансовых показателей были существенно выше, чем в других странах. Но в период спада они также падали значительно быстрее, что вызвало сильные депрессии.
Как отмечают российские экономисты Кобяков и Хазин, именно поэтому для администрации Рузвельта важно было построить механизм, который бы дал возможность избегать глубоких спадов.
Восхождение доллара на трон в качестве мировой валюты позволяло американским чиновникам в необходимом объеме эмитировать доллар, который принимали все страны мира. А в нужный момент - "сбрасывать" излишек денег за пределы страны и избавляться от основной проблемы, которая мучила американскую экономику на протяжении полутора веков.
Другими словами, появилась прекрасная возможность переложить собственную инфляцию на чужие плечи. Этот механизм "выпуска пара" естественно дополнил систему доминирования американских компаний на мировых рынках за счет практически монопольного доступа к мощному кредитного ресурса.
Однако эта экспансия привела к тому, что количество долларов за пределами США стала слишком большой. В итоге, правительства некоторых стран обратились в Штаты с требованием обменять свои доллары на золото.
Первой была Франция. Президент Шарль де Голль после переизбрания в 1965 году заявил о несправедливости мировой валютной системы, важность отказа от доллара и переход на золотой стандарт.
Генерал последовательно боролся за независимость Франции. Тогда он заявил о выходе его страны из военной организации НАТО и о выводе 29 американских военных баз по своей территории.
В результате, через несколько лет он был обвинен в авторитаризме, наказан акциями протеста студентов и профсоюзов и вскоре ушел в отставку. Его место занял лояльный к США бывший работник банка Ротшильдов и премьер-министр в администрации де Голля Жорж Помпиду.
Вклад генерала де Голля в становление Франции оценили лишь потомки. Параллели с Украиной напрашиваются сами собой: "сын Кучмы" вдруг стал ярым борцом с "преступной властью".
Но позже путем Франции последовали и другие страны. В 1970 годах позиции доллара впервые пошатнулись. Тогда стойкая тенденция к падению его курса сопровождалась двумя нефтяными кризисами, в результате которых цена на энергоносители резко возросла.
Это привело к заметному сокращению доллара в структуре официальных золотовалютных резервов во всем мире. Возник вопрос о возможной потере доллара как единой меры стоимости.
Тогда был придуман механизм Рециклирование нефтедолларов - перераспределение валюты от поставок нефти странами ОПЕК. Впрочем, даже этого оказалось недостаточно, особенно после развертывания очередного долгового кризиса развивающихся стран.
В начале 1980 Штатам пришлось резко поднимать учетные ставки для сохранения международной привлекательности доллара.
В середине же 1980 годов, вследствие политики стимулирования американской экономики за счет наращивания государственных расходов, которую проводила администрация Рейгана, в США наблюдался рост и без того значительного дефицита текущего баланса, а в бюджетах Японии и Германии увеличивался профицит.
Похожая ситуация наблюдается и сейчас, но сегодня американские финансовые рынки в результате кризиса значительно менее привлекательны.
В 1985 году для стабилизации валютных рынков представители ключевых стран - Франции, Германии, Японии, Великобритании и США - подписали в Нью-Йорке знаменитую соглашение, которое предусматривало резкой девальвации американского доллара относительно других валют - примерно на 40%.
Как показали последующие события, эта сделка принесла пользу только США. Соединенные Штаты должны были сократить свой бюджетный дефицит и снизить процентные ставки. Франция, Великобритания, Германия и Япония согласились их повысить.
Помимо этого, Германия обязалась снизить налоги, а Япония должна была сделать все необходимое, чтобы курс иены "полностью отражал положительную динамику японской экономики". Но США не спешили выполнять свои обещания.
Вашингтон не сократило бюджетный дефицит, а за резкого роста курса иены серьезно пострадала японская экономика, поскольку японские компании-экспортеры стали менее конкурентоспособными на зарубежных рынках. Существует мнение, что это привело к многолетнему экономического спада в стране.
В США, напротив, наблюдался существенный экономический рост и низкий уровень инфляции - например, экспорт за два следующих года вырос на 20%.
Похоже, резкую девальвацию гривны, дважды проводилась правительством Тимошенко совместно с НБУ, нельзя объяснить только внутренними украинскими играми. Многие эксперты неоднократно отмечали, что для продвижения своих интересов Штаты всегда распространяли свое влияние, в первую очередь, на финансовый сектор стран.