Какие факторы влияют на цену золота, как формируется цена золота, как открыть "металлический счет" - на эти и другие вопросы отвечает директоро департамента по работе с банковскими металлами Правэкс-Банка Олег Матлинг
— Какие факторы влияют на цену золота?
— В первую очередь, это курс доллара. Золото имеет жесткую отрицательную корреляцию с этой денежной единицей: дешевеет доллар — дорожает золото. Исторически так сложилось, что цены на золото номинируются в американских долларах и в Лондоне, и в Цюрихе, и в Гонконге — во всем мире расчеты ведутся в долларах. И конечно, факторы, которые нельзя исключать, — это политические и экономические кризисы в мире, повышающие цену этого драгоценного металла.
— Как формируется мировая цена на золото?
— На Лондонском рынке драгоценных металлов, который является основным мировым центром торговли золотом, существует система так называемого лондонского фиксинга. Два раза в день — утром и вечером — пять крупнейших операторов — участников фиксинга (Barclays Capital, Deutsche Bank, HSBC, Scotia Mocatta, Societe Generale) фиксируют цену, при которой выравнивается спрос и предложение. Рассматриваются заявки на покупку, заявки на продажу, и при достижении равновесия объявляется цена. Все остальные банки при покупке “по лондонскому фиксингу” пользуются услугами этих пяти операторов.
— То есть фиксинг является ориентиром для торговцев банковскими металлами?
— Совершенно верно. При заключении почти всех сделок в разных регионах мира ориентируются на цену лондонского фиксинга. Хотя цена постоянно колеблется, так как торговля золотом никогда не останавливается. Рынок живет своей жизнью, а лондонский фиксинг — это как барометр, который измеряет “давление” рынка дважды в день.
— Правэкс-Банк работает непосредственно с участниками фиксинга?
— Нет. Для работы с этими операторами наш рынок еще недостаточно вырос. Существуют ограничения относительно минимальной сделки на лондонском фиксинге. Это должен быть достаточно большой лот золота — более 150 кг, мы пока работаем с меньшими лотами. Поэтому сотрудничаем с другими европейскими банками, которых устраивают наши объемы.
— С какими именно?
— Мы сотрудничаем в основном со швейцарскими и немецкими банками и аффинажными компаниями.
— Как вы можете оценить “золотой” оборот Украины за прошедший год?
— По моим личным оценкам, этот оборот составил около $140 млн. В тоннах — это более 10.
— Все ли украинские банки могут проводить такие операции?
— Нет, конечно, не все. Только те, которые имеют разрешения Нацбанка на осуществление операций с банковскими металлами и на валютном рынке Украины, и на международных рынках. В Украине таких банков всего восемь, но активно развивают этот вид банковских услуг только три: Правэкс-Банк, ПриватБанк, Брокбизнесбанк.
— А как банки зарабатывают на золоте?
— Есть разные варианты. Банк может купить золото за собственные средства, чтобы перепродать по более высокой цене. Когда банк работает за средства клиента, то получает комиссионное вознаграждение. Зарабатываем на хранении клиентских слитков золота в депозитных ячейках. Доходом становится разница между ставкой привлечения на депозит и ценой дальнейшего размещения клиентского золота банком.
И наконец, обыкновенная скупка золотого лома у населения. Ни для кого не секрет, что львиную долю золота, находящегося у населения, составляют ювелирные изделия, которые имеют свойства морально устаревать и ломаться. Нацбанк выстраивает следующую цепочку: банки выкупают золотой лом у ломбардов, аккумулируют его, продают Сокровищнице НБУ, которая организовывает переработку этого лома в стандартные сертифицированные слитки для пополнения золотовалютных резервов государства.
— А разве коммерческие банки не скупают золото?
— Нет, сейчас уже практически не скупают, но есть такое понятие, как ломбардное кредитование. Это выдача населению кредитов под залог золотого лома.
Если клиент не вернул кредит, золото продается Сокровищнице НБУ или перерабатывается в слитки и продается как банковский металл. Для изготовления слитков банки формируют партии металла, которые передают аффинажерам — компаниям, перерабатывающим золото до необходимых стандартов.
— Говорят, когда клиент покупает золото на свой “золотой счет”, банк на самом деле не ввозит для него слиток, а проводит обычную безналичную операцию.
— Совершенно верно. Банк физически не ввозит золото в страну, если клиент только открывает депозит. Такая покупка золота будет отражена, с одной стороны, на “металлическом” счете клиента в украинском банке, а с другой — на зарубежном корреспондентском счете этого банка в зарубежном банке. Это позволяет инвесторам совершать покупку и продажу золота по цене международного рынка в любой момент, играя на курсе и не неся дополнительных затрат на изготовление слитков, их транспортировку в Украину. Схема выглядит следующим образом: клиент хочет купить, к примеру, 100 кг золота, банк покупает эти 100 кг у своего контрагента и размещает их на корреспондентском счете в швейцарском банке. Этот металл не двигается, он остается в Швейцарии, только наш банк на счете клиента отображает это золото.
— Когда-то украинское правительство ввело пошлину на импорт банковских металлов. Это мешает работать?
— Так как Законом “О едином таможенном тарифе” от пошлины освобождается только “иностранная валюта”, а банковские металлы при этом не упоминаются, то с банковских металлов начали взимать пошлину. Вот тут-то и начались проблемы, и в первую очередь — у Нацбанка с формированием золотовалютных резервов. Также введение пошлины отразилось на конкурентоспособности слитков банковских металлов на валютном рынке Украины по сравнению с иностранными валютами и дало толчок развитию теневого рынка золота. При подготовке нового Таможенного кодекса с НБУ не согласовали решение о разграничении понятий, которое повлекло за собой введение пошлины. И сейчас самый ярый борец с пошлиной — это Нацбанк.
— На какой стадии сейчас решение этой проблемы?
— Сразу же был подан законопроект, для того чтобы исправить эту коллизию. Для разрешения проблемы необходимо в Законе “О едином таможенном тарифе” дописать, что от уплаты пошлины освобождаются как иностранная валюта, так и банковские металлы. Согласно Декрету Кабмина “О системе валютного регулирования и валютного контроля”, понятия “иностранная валюта” и “банковские металлы” объединялись одним термином — “иностранная валюта”. Только в новом Таможенном кодексе, который вступил в силу 1 января 2004 г., эти два понятия были разграничены.
— Существуют ли в Украине предприятия, производящие слитки?
— Украина имеет разведанные природные запасы на уровне 3200 т золота, однако пока не может обеспечить свои потребности за счет собственного металла. Поэтому банки и завозят его из-за рубежа. Более того, слитки, изготовленные на отечественных аффинажных предприятиях, неликвидны на международных рынках, так как наши предприятия не включены в специальные списки Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов, стандарты и правила торговли которой признаны во всем мире.
— Что нужно, чтобы попасть в эти списки?
— Как любая организация, устанавливающая стандарты, Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов не только смотрит на технологию производства и качество продукции, но и проверяет возможности лаборатории предприятия точно устанавливать пробу металла. Проверка аффинажных предприятий проводится регулярно. Украинские аффинажеры теоретически могут попасть в эти списки, но вопрос в целесообразности — золотодобывающая промышленность в Украине пока не развита.
— Сколько сейчас в Украине компаний, осуществляющих аффинаж золота?
— Действующих, я думаю, не более пяти.
— Думали ли вы заниматься не только золотом, а, например, и бриллиантами?
— Я вам скажу, что по золоту еще такое непаханое поле, что отвлекаться на другой продукт сейчас просто нет смысла. Золото — более понятный и привычный актив. Экспертиза бриллианта неизмеримо сложнее, чем экспертиза золота, поэтому бриллиантовый бизнес и более рисковый.
Схема безналичной покупки золота на “металлический” счет:
Украинский банк открывает металлический корреспондентский счет в швейцарском банке
Клиент открывает “металлический” счет в украинском банке и делает заявку на покупку золота
Украинский банк заключает сделку по покупке золота со швейцарским банком
Швейцарский банк переводит купленное золото на корсчет украинского банка
Украинский банк “показывает” купленное золото на счете клиента
Если клиент хочет снять золото со счета, то дополнительно оплачивает изготовление слитков, их страховку и транспортировку в Украину